Статьи

Когда программный продукт готов

Момент готовности продукта для внутреннего использования определить всегда намного сложнее чем вывод коммерческого продукта на рынок. Когда коммерческий продукт уже выпущен, то приходиться за него нести сразу полную ответственность, обеспечивать поддержку, готовить хотфиксы, держать натиск замечаний.

Когда же речь идет о продукте для внутреннего использования, начинает оказывать влияние высокая лояльность внутри компании. На это накладывается один из законов Мерфи: «любая работа занимает в два раза больше, чем планировалось плюс две недели». То есть, сроки поджимают, сдавать что-то     надо и очень часто приходиться сдавать полуготовый продукт. Как правило, внутренние заказчики (то есть руководство и сотрудники компании) в результате крайне недовольны работой ИТ отдела и много рабочего времени тратиться на  «разбор полетов».

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо относиться к внутреннему продукту как к обычному коммерческому продукту. А именно, учитывать как минимум следующие правила разработки:

  1. Работа должна быть разбита на шаги, каждый из которых имеет период отчетности не более трех дней. Такие небольшие шаги позволяют объективно контролировать работу и не дают возможности сотрудникам принять неоптимальные для бизнеса компании в целом решения.
  2. Работа по документированию системы должна быть отдельной работой, поставленной в план и принимаемой руководителем подразделения.
  3. В работе должны быть поставлены основные реперные точки, которые может оценить заказчик. В случае успешного и своевременного решения промежуточных задач, возможно проводить премирование сотрудников, при этом, разумеется, основная часть премии должна быть отнесена на сдачу работы.
  4. В состав работ должно быть включено тестирование, работы по подготовке предварительных релизов и исправлению найденных в процессе тестирования ошибок.
  5. Процедура сдачи работ должна быть четко регламентирована: как принимается работа, в течение какого срока заказчики принимают решение о приемке, в какой форме составляют акт с недочетами, как регулируется процесс выделения времени и финансирование на исправление ошибок после сдачи (поддержку).
  6. Обязательно включаются работы по обучению пользователей работе с созданной системой. Почему-то этот этап многие забывают, и я сталкивался с ситуациями, когда возможности разработки не используются пользователями просто по причине того, что они не знают, как ими пользоваться.