Статьи

Сила лени

Лень — двигатель прогресса. Если бы человеку не было лень таскать мамонта в пещеру на своем горбу, то он бы никогда не изобрел колесо. Лень заставляет людей думать о том, как бы сделать так. чтобы ничего не делать. Ну или делать поменьше. Лифт, водопровод, дрель и электрочесалка для пуза — это все порождения лени человеческой.

Поэтому неудивительно, что работать (в классическом смысле, типа вкалывать на работе) человек может двумя способами:

  1.    Ему работать не лень. То есть, работа его «вставляет». Личность забывает об обеде и уходит с работы когда сил уже нету.
  2.    Вариант «народный». Работать надо… Потому что это приносит деньги. Или чтобы не свихнуться с ума.


Как правило, в любой конторе есть личности и первого и второго типа. Хорошо, когда личностей первого типа 10% от общего числа сотрудников. Еще лучше 20%. Вариант со 100% бывает только в очень маленьких коллективах. В коллективах больше двух десятков человек, я думаю, 100% недостижимо никогда.

Соответственно, эффективность работы компании зависит от соотношения тех или иных личностей. Разумеется, это обобщение. Потому как также важны цели, которые каждая личность ставит (человек может «переться» от своей работы, ходить туда полным энергии, но его деятельность при этом может быть направлена не на благо компании, а на реализацию личных амбиций, например). Равно как можно привести пример, что и люди, которых мы отнесли к категории 2 могут через силу очень хорошо и эффективно работать для компании. Но об этом потом… В другой раз…

Итак, дух коллектива определяют те, кому работать не лень.

А что делать остальным? Остальные работают ровно столько, сколько необходимо. По причине злого начальника, по причине того, что кусает совесть, по причине того, что  «уж настолько нечего делать, что, пожалуй, поработаю».

Если порядки в организации мягкие, а система отчетности не построена, то рабочий день сотрудника выглядит так:

   10-00. Начало рабочего деня. Сотрудник выходит из метро.
   10-20. Сотрудник пришел на работу.
   10-30. Выкуривание лечебной палочки.
   10-40. Чтение новостей в Интернете
   11-00. Чтение анекдотов
   11-30. Перекур с обсуждением статей и анекдотов.
   12-00. Чтение почты.
   13-00. Уход на обед.
   15-00. Возвращение с обеда на час позже, потому как  «были еще дела».
   15-20. Перекур.
   15-30. Распивание кофе.
   16-00. Сайты знакомств. Виртуальная жизнь.
   16-30. Обсуждение планов на вечер. Перекур.
   17-00. Дополнительный кофе.
   17-30. Подготовка к уходу домой.
   18-00. Уход тропинками, где редко навстречу выходит начальник.

В перерывах — работа. Самое страшное в ней — телефоные звонки. На них надо отвечать.

Что получается. Эффективное рабочее время для такого рода сотрудников составляет 4 часа в день.

Кстати, я не хочу сказать, что это плохо. Это нормально. Это такой социальный договор, определяющий что за ту или иную зарплату готов делать сотрудник. Другое дело, что ожидания по зарплате очень часто опережают желание человека работать.

Неоригинальный вывод: Руководителям надо придумывать такую системы мотивации, чтобы сотрудникам хотелось работать.

Оригинальный вопрос: Как?

В ответе на этот оригинальный вопрос мы готовы помочь.